Мухин Игорь

Сопротивление 1989-2009

1 февраля - 20 февраля, 2010
На открытии
О выставке

Сначала мы планировали «типичную» выставку Мухина – из энного количества фотографий выбираются пятьдесят лучших, печатаются, одеваются в раму и паспарту и…

Но когда увидели весь материал, а снимков около 400 (и это только безусловные) – стало ужасно жалко, что никто довольно долго не увидит эту своеобразную летопись «Сопротивления», потому что любая, даже самая блестящая выставка – всегда отбор куратора или художника. Но когда из нескольких сотен снимков (и очень хороших) ты должен выбрать всего пятьдесят  -  понимаешь, что это просто «сизифов труд», потому что нравится очень многое и как ты ни сокращай, хороших фотографий всегда будет больше пятидесяти.

Поэтому мы решили составить выставку как бы из двух блоков. Она включает в себя, во-первых - «классический» показ блистательных мухинских фотографий (напечатанных вручную, в рамочках и паспарту) и, во-вторых – мы решились пустить по периметру галереи  широкую трехуровневую ленту из так называемых контролек - фотографий, размер которых позволяет не только оценить мастерство фотографа, но и показать отрезок времени 1989-2009, как известно очень богатый митингами, демонстрациями и «маршами протеста». Это та часть жизни, о которой мы невольно забываем, занятые каждодневной рутиной. И знают о ней только сами участники, кстати, не воспринимающие себя со стороны, и – фотографы, по работе или по какой-то иной причине, оказавшиеся на месте события. Когда рассматриваешь эти снимки в таком большом количестве, не можешь не чувствовать невероятную «протестную» энергетику, своеобразный драйв и вполне ощутимую угрозу. Не можешь не чувствовать, но и не можешь не смотреть… Тем более, что практически каждая фотография не только и не столько «документ», но и произведение искусства.

Текст Фаины Балаховской

31

Игорь Мухин справедливо считается лучшим отечественным уличным, street фотографом. Только улица у нас особенная – с двусторонним движением: в прошлое и будущее. Фотограф встречал на ней уже и неформальную молодежь, и слабеющие монументы, и ростки нового, и тоску по старому. Кажется, что для остро чувствующего  повороты истории, умеющего разглядеть в борьбе света с тенью сдвиги времени  Мухина  действительность всегда  и по любому поводу готова сложиться в близкие к совершенству композиции. Демонстрации, митинги, борьба разнообразных групп граждан с всегда антинародным режимом - не исключение.  Иногда враждебные вихри оказываются даже слишком фотогеничными, неприлично романтичными.  Совсем свежие взрывы народного гнева распадаются на красивые картинки приправленные политической актуальностью. Когда все еще разрешенные конституцией,  митинги все чаще оказываются вне закона,  трудно не увидеть в выставке еще одно высказывание   «за нашу и вашу свободу». Запутавшись в сложном статусе фотографии, мы боимся верить своим глазам, еще больше – чувствам.

Со временем, на расстоянии интерпретации неизбежно становятся разнообразней,  выразительность отдельных кадров заметней, почти кинематографические эффекты кажутся выразительнее. Единый порыв сплачивает разнонаправленные движения  (одни сопротивляются истории, другие – новому порядку) только на выставке.  Кадры глобального противостояния   всемирной энтропии, как  клубы спрессованной, вырывающаяся из закрытой системы энергии постепенно лишаются адреса — тем более, что речь идет о солидном, в двадцать лет отрезке времени.  И все же за взрывающей обыденное течение жизни динамикой почти киношного действия просматривается путаная история страны последних десятилетий.  А мы оказываемся  не только зрителями, но и современниками этих фотографий – живых еще,  сделанных в обстоятельствах опасных, чреватых разбитой камерой,  попорченным здоровьем автора и его героев. Оценивать формальные качества в таких обстоятельствах  почти неприлично. Решившись выставить три сотни работ сплошной лентой, нам мешают разглядывать отдельные кадры. Сопротивление все равно превращается зрелище. Но, как выхваченная из огня картофелина, еще жжется. Мы чувствуем страну, свою страну.